Программа развития гимназии № 125 на 2009 – 2014 гг.


Предпосылками развития гимназии является:
-успешная опытно-экспериментальная работа: в школе освоены развивающие технологии образования;
-блок дополнительного образования дает возможность предложить школьникам широкий спектр занятий по интересам, обеспечить приобретение опыта художественно-эстетической деятельности, организовать просвещение учащихся в сфере художественной культуры;
-традиции сотрудничества с преподавателями КГПУ, КГУ, ИРО РТ;
-позитивные взаимоотношения между педагогами и учащимися, учителя настроены на поддержку школьников вне зависимости от академических успехов;
-психологическая служба, в которой трудятся профессиональные специалисты, следовательно, существует возможность обеспечить психологическое сопровождение развития ребенка;
-убеждения администрации школы в необходимости преобразований в деятельности гимназии, разработки перспектив гимназии, способность администрации привлечь к этой работе специалистов извне.


Приоритетными направлениями развития школы являются:
-непосредственно в отношении учащихся – подготовка выпускников к жизни в семье и обществе, введение профильного обучения, поддержка мотивации учения у учащихся;
-в отношении педагогического коллектива – повышение квалификации педагогов, модернизация методической работы, внедрение в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий;
-в отношении социального окружения – формирование соответствующего имиджа школы в глазах потенциальных потребителей услуг;
-в отношении обеспечения образовательного процесса – улучшение материально-финансового обеспечения образовательного процесса в школе.
В связи со всем вышесказанным считаем необходимым и приемлемым выбор модели «Гимназия с русским этнокультурным компонентом».



Концепция развития гимназии на 2005-2010 гг.

Мы считаем, что национальная школа должна быть школой с хорошей системой и с хорошим содержанием образования. Стремление же гипертрофировать национальную специфику неизбежно ограничивает, сужает это образование, противоречит идее формирования языковой личности 21 века, личности, воспитанной на общечеловеческих ценностях, многоязычной и толерантной. Поэтому реализация этих идей мы планируем связывать с разработкой нескольких направлений:

- формирование нового содержания образования, отвечающего требованиям современности и будущего;
- модернизация учебного процесса по линиям межкультурной коммуникации и толерантности;
- приобщение учащихся к цивилизованной традиции, предполагающей единство гуманитарного, естественнонаучного и прикладного значения;
- раскрытие умственных, душевных и физических способностей каждого ученика;
- восстановление и приумножение душевности и нравственно-духовной силы учащихся.


Разработка этих направлений призвана обеспечить создание новой модели гимназии № 125 – гимназии с русским этнокультурным компонентом. Приоритетными направлениями экспериментального поиска гимназии должны стать технологии личностно-ориентированного образования и межкультурной коммуникации.
В национально-региональных условиях Татарстана русская национальная культура может быть представлена по нескольким линиям межкультурной коммуникации.
Первая линия. Учителя отмечают роль нашего края в судьбах многих русских писателей, деятелей культуры и науки.
Вторая линия. Учителя обращают внимание на родословную многих русских писателей, о которой эти писатели знали и которой гордились всю жизнь.
Третья линия. Учителя используют методы и средства диалога культур. Сюда относятся: сопоставление и сравнение сюжетов, образных структур, средств художественной выразительности и т.д. В последнее время активно стала использоваться на уроках русской литературы, словесности, риторики переводческая деятельность учащихся, получает мотивацию творческая деятельность учащихся в сфере иной национальной культуры (татарской, арабской, турецкой, английской, французской, немецкой).

Реализация программы развития гимназии

Реализация Программы развития видится противоречивым и длительным процессом, в результате которого произойдут существенные изменения во всех сферах жизни школы: кадры, содержание деятельности, характер взаимодействия с окружающим социумом.

В качестве приоритетных направлений реализации Программы развития на данный момент видятся:

-создание нормативной базы и информационное обеспечение процесса, представляющее собой формирование норм осуществления деятельности – разработку программ, планов;
-интеграция групп и сообществ – выделение групп инноваторов, содействие включению в преобразование школы, оформление субъектов инновационной деятельности педагогов, учащихся, родителей, общественности;
-презентация результатов образовательной деятельности на уровне микрорайона, города, Республики Татарстан, Российской Федерации - опубликование итогов развития школы в ходе различных мероприятий;
-повышение квалификации педагогов – содействие приближению уровня подготовки педагогических кадров современным требованиям и задачам развития.


Программу предлагается реализовать в 4 этапа:
-2009 – 2010 гг. – подготовительный – создание условий для оформления основных идей программы развития, осмысление противоречий и предпосылок развития школы;
-2010 – 2011 гг. – запуск концепции – непосредственное начало реализации программы приведение основных компонентов образовательного процесса в соответствие с характеристиками концепции гимназии;
-2011 – 2012 гг. – реализация модели гимназии с русским этнокультурным компонентом;
-2012 – 2013 гг. – реализация модели - преодоление несоответствий культуры школы и реформирование компонентов, отклоняющихся от норм, заданных моделью гимназии с русским этнокультурным компонентом;
-2013 – 2014 гг. – аналитико - коррекционный – анализ и рефлексия статуса школы в социуме, культуры и структуры функционирования, самоопределение педагогического коллектива по отношению к дальнейшему развитию.