Психолог гимназии: Кононенко Светлана Равильевна
Психологическая помощь в кабинете психолога
Понедельник 14.40-16.00. Индивидуальные консультации учащихся и родителей.
Среда 8.00-13.00. Индивидуальные консультации учащихся.
Пятница 8.00-12.30. Индивидуальные консультации учащихся.
Суббота 8.00-12.30. Индивидуальные консультации учащихся и родителей.
Что такое психологическое консультирование?
Психологическое консультирование – краткосрочная форма психологической помощи, дающая человеку возможность обрести душевную поддержку, снять негативное эмоциональное напряжение и восстановить эмоциональное равновесие посредством «исповеди», различных приемов «релаксации» (психологической разгрузки) и способов рефлексии (самоанализа). С помощью специально организованного процесса общения и взаимодействия психолог-консультант помогает человеку, обратившемуся за помощью, актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что в свою очередь, может обеспечить открытие его новых личностных возможностей для выхода из его трудной жизненной ситуации.
Психологическое консультирование имеет определенные задачи. Оно:
1. помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению
2. помогает обучаться новому поведению
3. способствует развитию личности
При этом психолог-консультант в своей работе ориентируется на следующие положения:
* каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
* каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
* каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Важным моментом психологического консультирования является разделение ответственности: ответственность за результат лежит не только на психологе-консультанте, но и на человеке, обратившемся за помощью. То есть признается, что человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а психолог-консультант создает условия, которые поощряют его волевое поведение.
Как работает психолог–консультант, и чем он может Вам помочь?
Многие думают, что раз консультант, то непременно должен дать совет, наставить на правильный путь, рассказать решение проблемы. Поэтому, когда человек видит на сайтах предложение «задать вопрос психологу», то не чувствует в этом подвоха, пишет и часто заканчивает свой вопрос словами «что мне делать?».
Надо признать честно, что ни один профессиональный психолог не возьмет на себя ответственность заявить, что он знает ответ на этот вопрос. Главное, что отличает психологическое консультирование от обмена мнениями на интересующую Вас тему, и суть психологического консультирования в том, чтобы помочь человеку понять себя самому. А советами этого достичь не возможно.
В основе психологического консультирования лежат две гипотезы:
* Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача психолога-консультанта – помочь человеку встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользоваться.
* Вторая заключается в том, что человеку присуща потребность в отношениях, и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом. Психолог-консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений.
Здесь имеются в виду именно отношения между психологом-консультантом и человеком, обратившимся за помощью, (клиентом). Суть их в способности и профессиональном умении психолога-консультанта создать безопасную обстановку, где клиент может говорить о чем угодно, зная, что его не будут критиковать, внимательно выслушают и все, что он расскажет, останется в тайне. Работа же психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту определить то, чего он хочет и что необходимо изменить в жизни, и затем помочь достичь этих изменений.
Особенности психологического консультирования в виртуальном кабинете психолога
Существует мнение, что психологическая помощь может быть только очной. Конечно, у очной формы психологической помощи (классического психологического консультирования) есть свои неоспоримые преимущества. Классическое психологическое консультирование основано на тех «технических приемах», которые предполагают непосредственное общение и межличностное взаимодействие.
Однако надо отметить, что на сегодняшний день аналитические исследования по сравнению эффективности очной и виртуальной форм консультирования и сбор статистики по этому вопросу никогда не проводился, поэтому нет оснований считать виртуальное консультирование менее эффективным!
Возможно, для кого-то немыслимо прийти к чужому человеку, пусть даже и профессионалу – психологу, и озвучить проблему, о которой даже подумать тяжело. А кто-то никогда не сможет выразить словами, да еще и письменно все то, что мучает и не дает покоя. Каждый ищущий психологическую помощь человек найдет своего психолога, свою форму консультирования, которая будет оптимальна именно для него.
Виртуальное консультирование, безусловно, для определенных людей при выборе между консультированием «лицом к лицу» или в виртуальном кабинете психолога имеет существенные преимущества. У него, как у новой технологии психологического консультирования, есть свои значимыедостоинства:
*Изначально самой виртуальной средой удовлетворяется потребность человека, обратившегося за помощью, в психологической безопасности, так как процесс виртуального психологического консультирования проходит анонимно. Используя Интернет, человек может «спрятать» свою персону за вымышленное имя и, чувствуя свою психологическую безопасность, полностью «раскрыть свою душу».
*Помощь виртуального психолога предполагает так называемый «эффект попутчика», имеющий весьма определенную социально-психологическую основу. Он состоит в том, что один человек может совершенно искренне «выговориться» («исповедоваться в своих грехах» и проблемах, «облегчив» тем самым душу) другому человеку, зная, что он больше никогда его не увидит. В виртуальной среде может происходить (и в подавляющем большинстве случаев происходит!) практически то же самое (и имеет место в принципе тот же социально-психологический эффект). Неоспоримым достоинством виртуального психолога как «попутчика» является то, что он - профессионал в области помощи человеку в кризисные периоды жизни.
* Искренность человека, обратившегося за помощью, (клиента) перед самим собой имеет целительный психотерапевтический эффект и может вести к решению его психологической проблемы.
* Сам процесс описания человеком своей личной проблемы, автобиографии, характера своих переживаний, необходимый для обращения к виртуальному психологу, относится к продуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку более широко и честно взглянуть на себя. Это является целебным психологическим средством, ведущим к осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений («инсайтов», озарений). Порой даже систематизированное описание собственной жизненной ситуации уже может приводить к облегчению душевного состояния. Этот эффект многократно увеличивается в условиях виртуального психологического консультирования.
* В сети Интернет проще, чем в реальной жизни, выбрать своего психолога-консультанта, т.к. можно заранее получить о нем представление из его самопрезентации и статей на сайте.
При всем этом, конечно же, нельзя сбрасывать со щитов «слабые» стороны виртуального психологического консультирования по сравнению с очным консультированием:
*Отсутствие у виртуального психолога-консультанта возможности реально протестировать человека, с которым он работает, увидеть его состояние, манеру поведения, «прочитать» мимику и жесты. Как следствие – виртуальный психолог не может получить достоверную невербальную и диагностическую информацию о том, кому он помогает.
* Часто недостаточный объем информации, предоставляемый человеком о себе и своей проблеме, поскольку в большинстве случаев виртуальное психологическое консультирование происходит по принципу «вопрос – ответ». В силу этой причины ответы (как клиента на вопросы виртуального психолога, так и виртуального психолога на вопросы клиента) могут быть весьма обобщенными и поверхностными.
Случается, что человек, обратившийся за помощью к виртуальному психологу, приходит затем к выводу о необходимости длительной работы в реальном психологическом кабинете. А бывает и так, что человеку достаточно виртуальных консультаций для решения его личных проблем.
Кому предназначена помощь виртуального психолога?
Все люди разные, а, следовательно, не может быть одинаковых проблем и одинаковых решений. Эффективность же полученной психологической помощи во многом зависит от:
1. Готовности человека воспользоваться помощью психолога
2. Актуальности проблемы на данный момент
3. Готовности менять что-то в себе
4. Способности человека наблюдать за собой
5. Мотивации человека на познание самого себя
Воспользоваться помощью виртуального психолога с наибольшей пользой может достаточно личностно зрелый человек, который в силу ряда причин не имеет возможности или желания посещать психолога лично. Однако у него есть стремление определить те психологические задачи, которые он хотел бы решить с профессиональной помощью психолога–консультанта.
Кроме того, для кого-то виртуальное консультирование может быть единственной возможностью получить психологическую помощь в силу каких-то объективных обстоятельств, например, человек прикован к постели или живет там, где очная психологическая помощь недоступна.
А круг вопросов, по которым успешно может быть оказана психологическая помощь в виртуальном кабинете психолога, довольно широк. Большинство проблем, где ключ к решению человек ищет в самом себе (например, ревность, гнев, раздражительность, тревога, беспокойство), и, соответственно, вопросы «в чем причина моего состояния?» и «как мне с этим справиться?» хорошо поддаются виртуальному консультированию.
Прием в Виртуальном кабинете психолога Гимназии № 125 ведет опытный психолог-консультант. Кабинет открыт для обращений по самым разным вопросам.
Если полученная информация о психологическом консультировании привела Вас, уважаемый посетитель, к убеждению, что Вы нуждаетесь именно в виртуальной форме психологической помощи, приглашаем Вас задать вопрос...
1.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.1.Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий с целью отслеживания адаптации. Январь – март.
1.2.Диагностика уровней воспитанности учащихся 4-11 классов. Февраль.
1.3.Диагностика уч-ся 9-11-х классов по профориентации. Январь – май.
1.4.Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся 7-8 классов. Март.
1.5Диагностика молодых учителей со стажем работы до 3 лет с целью отслеживания адаптации, профилактики эмоционального и профессионального выгорания. Февраль.
1.6.Диагностическое обследование учащихся 4-х классов по готовности перехода в среднее звено. Апрель.
1.7.Проведение анкетирования и диагностик к пед. консилиумам, родительским собраниям. Январь – май.
1.8.Анкетирование и диагностика по запросу. Сентябрь-май.
2.РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
2.1.Ведение развивающих занятий в среднем звене. Январь – май.
2.2.Ведение коррекционно-развивающих занятий с детьми группы риска. Январь – май.
2.3.Проведение деловых игр (занятий) с учащимися:
Коммуникативные занятия (6 – 7-8 классы). Январь - февраль
Профориентационные занятия (9 – 11 классы). Февраль - март
Коммуникативные занятия (учителя). Мар
3.КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
3.1.Проведение групповых консультаций учащихся, учителей, родителей по вопросам развития, обучения и воспитания. Весь год.
3.2.Участие в родительских собраниях. По запросу.
3.3.Участие в пед. консилиумах (по результатам диагностик). По общешкольному плану.
3.4.Проведение индивидуальных консультаций учителей, учащихся, родителей по результатам диагностики. Весь год.
4.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
4.1.Ознакомление кл. руководителей среднего и старшего школьного звена с планом работы психологической службы на II полугодие Январь.
4.2.Практические занятия по профориентации для уч-ся 9, 11-х кл. Весь год.
4.3.Выступление на классных часах, родительских собраниях, методических объединениях. По запрос
4.4.Выступление на педсоветах. По плану воспитательной работы школы.
4.5.Участие в общешкольных родительских собраниях. По плану воспитательной работы школы
5.АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
5.1. Организация и методическая подготовка к диагностикам, к проведению семинаров, род. собраний, консультаций. Весь год.
5.2.Обработка данных анкет и диагностик. Весь год.
5.3.Подготовка данных к пед.консилиуму. По плану школы
6.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
6.1.Составление плана проведения родительских собраний на II полугодие. Январь.
6.2.Подбор материалов для проведения консультаций учителей, учащихся, родителей. Весь год.
6.3.Подбор материалов для проведения диагностической работы. Весь год.
6.4.Анализ научной и практической литературы для пополнения базы инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ. Весь год.
6.5.Планирование совместных действий кл. руководителей и психолога Весь год.
6.6.Участие в работе сайта гимназии. Весь год.
Понедельник 14.40-16.00. Индивидуальные консультации учащихся и родителей.
Среда 8.00-13.00. Индивидуальные консультации учащихся.
Пятница 8.00-12.30. Индивидуальные консультации учащихся.
Суббота 8.00-12.30. Индивидуальные консультации учащихся и родителей.
Что такое психологическое консультирование?
Психологическое консультирование – краткосрочная форма психологической помощи, дающая человеку возможность обрести душевную поддержку, снять негативное эмоциональное напряжение и восстановить эмоциональное равновесие посредством «исповеди», различных приемов «релаксации» (психологической разгрузки) и способов рефлексии (самоанализа). С помощью специально организованного процесса общения и взаимодействия психолог-консультант помогает человеку, обратившемуся за помощью, актуализировать дополнительные психологические силы и способности, что в свою очередь, может обеспечить открытие его новых личностных возможностей для выхода из его трудной жизненной ситуации.
Психологическое консультирование имеет определенные задачи. Оно:
1. помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению
2. помогает обучаться новому поведению
3. способствует развитию личности
При этом психолог-консультант в своей работе ориентируется на следующие положения:
* каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;
* каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;
* каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.
Важным моментом психологического консультирования является разделение ответственности: ответственность за результат лежит не только на психологе-консультанте, но и на человеке, обратившемся за помощью. То есть признается, что человек способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность, а психолог-консультант создает условия, которые поощряют его волевое поведение.
Как работает психолог–консультант, и чем он может Вам помочь?
Многие думают, что раз консультант, то непременно должен дать совет, наставить на правильный путь, рассказать решение проблемы. Поэтому, когда человек видит на сайтах предложение «задать вопрос психологу», то не чувствует в этом подвоха, пишет и часто заканчивает свой вопрос словами «что мне делать?».
Надо признать честно, что ни один профессиональный психолог не возьмет на себя ответственность заявить, что он знает ответ на этот вопрос. Главное, что отличает психологическое консультирование от обмена мнениями на интересующую Вас тему, и суть психологического консультирования в том, чтобы помочь человеку понять себя самому. А советами этого достичь не возможно.
В основе психологического консультирования лежат две гипотезы:
* Первая состоит в том, что у человека всегда есть внутренний ресурс, к которому у него, однако, не всегда есть доступ. Задача психолога-консультанта – помочь человеку встретиться с этим внутренним ресурсом, чтобы тот сумел им воспользоваться.
* Вторая заключается в том, что человеку присуща потребность в отношениях, и что специальным образом построенные отношения могут стать помогающим инструментом. Психолог-консультант является специалистом именно в области построения помогающих отношений.
Здесь имеются в виду именно отношения между психологом-консультантом и человеком, обратившимся за помощью, (клиентом). Суть их в способности и профессиональном умении психолога-консультанта создать безопасную обстановку, где клиент может говорить о чем угодно, зная, что его не будут критиковать, внимательно выслушают и все, что он расскажет, останется в тайне. Работа же психолога-консультанта заключается в том, чтобы помочь клиенту определить то, чего он хочет и что необходимо изменить в жизни, и затем помочь достичь этих изменений.
Особенности психологического консультирования в виртуальном кабинете психолога
Существует мнение, что психологическая помощь может быть только очной. Конечно, у очной формы психологической помощи (классического психологического консультирования) есть свои неоспоримые преимущества. Классическое психологическое консультирование основано на тех «технических приемах», которые предполагают непосредственное общение и межличностное взаимодействие.
Однако надо отметить, что на сегодняшний день аналитические исследования по сравнению эффективности очной и виртуальной форм консультирования и сбор статистики по этому вопросу никогда не проводился, поэтому нет оснований считать виртуальное консультирование менее эффективным!
Возможно, для кого-то немыслимо прийти к чужому человеку, пусть даже и профессионалу – психологу, и озвучить проблему, о которой даже подумать тяжело. А кто-то никогда не сможет выразить словами, да еще и письменно все то, что мучает и не дает покоя. Каждый ищущий психологическую помощь человек найдет своего психолога, свою форму консультирования, которая будет оптимальна именно для него.
Виртуальное консультирование, безусловно, для определенных людей при выборе между консультированием «лицом к лицу» или в виртуальном кабинете психолога имеет существенные преимущества. У него, как у новой технологии психологического консультирования, есть свои значимыедостоинства:
*Изначально самой виртуальной средой удовлетворяется потребность человека, обратившегося за помощью, в психологической безопасности, так как процесс виртуального психологического консультирования проходит анонимно. Используя Интернет, человек может «спрятать» свою персону за вымышленное имя и, чувствуя свою психологическую безопасность, полностью «раскрыть свою душу».
*Помощь виртуального психолога предполагает так называемый «эффект попутчика», имеющий весьма определенную социально-психологическую основу. Он состоит в том, что один человек может совершенно искренне «выговориться» («исповедоваться в своих грехах» и проблемах, «облегчив» тем самым душу) другому человеку, зная, что он больше никогда его не увидит. В виртуальной среде может происходить (и в подавляющем большинстве случаев происходит!) практически то же самое (и имеет место в принципе тот же социально-психологический эффект). Неоспоримым достоинством виртуального психолога как «попутчика» является то, что он - профессионал в области помощи человеку в кризисные периоды жизни.
* Искренность человека, обратившегося за помощью, (клиента) перед самим собой имеет целительный психотерапевтический эффект и может вести к решению его психологической проблемы.
* Сам процесс описания человеком своей личной проблемы, автобиографии, характера своих переживаний, необходимый для обращения к виртуальному психологу, относится к продуктивным психологическим техникам, поскольку позволяет человеку более широко и честно взглянуть на себя. Это является целебным психологическим средством, ведущим к осознанию себя и своей проблемы в более широком контексте, а также к «получению» внезапных, разрешающих проблему открытий и откровений («инсайтов», озарений). Порой даже систематизированное описание собственной жизненной ситуации уже может приводить к облегчению душевного состояния. Этот эффект многократно увеличивается в условиях виртуального психологического консультирования.
* В сети Интернет проще, чем в реальной жизни, выбрать своего психолога-консультанта, т.к. можно заранее получить о нем представление из его самопрезентации и статей на сайте.
При всем этом, конечно же, нельзя сбрасывать со щитов «слабые» стороны виртуального психологического консультирования по сравнению с очным консультированием:
*Отсутствие у виртуального психолога-консультанта возможности реально протестировать человека, с которым он работает, увидеть его состояние, манеру поведения, «прочитать» мимику и жесты. Как следствие – виртуальный психолог не может получить достоверную невербальную и диагностическую информацию о том, кому он помогает.
* Часто недостаточный объем информации, предоставляемый человеком о себе и своей проблеме, поскольку в большинстве случаев виртуальное психологическое консультирование происходит по принципу «вопрос – ответ». В силу этой причины ответы (как клиента на вопросы виртуального психолога, так и виртуального психолога на вопросы клиента) могут быть весьма обобщенными и поверхностными.
Случается, что человек, обратившийся за помощью к виртуальному психологу, приходит затем к выводу о необходимости длительной работы в реальном психологическом кабинете. А бывает и так, что человеку достаточно виртуальных консультаций для решения его личных проблем.
Кому предназначена помощь виртуального психолога?
Все люди разные, а, следовательно, не может быть одинаковых проблем и одинаковых решений. Эффективность же полученной психологической помощи во многом зависит от:
1. Готовности человека воспользоваться помощью психолога
2. Актуальности проблемы на данный момент
3. Готовности менять что-то в себе
4. Способности человека наблюдать за собой
5. Мотивации человека на познание самого себя
Воспользоваться помощью виртуального психолога с наибольшей пользой может достаточно личностно зрелый человек, который в силу ряда причин не имеет возможности или желания посещать психолога лично. Однако у него есть стремление определить те психологические задачи, которые он хотел бы решить с профессиональной помощью психолога–консультанта.
Кроме того, для кого-то виртуальное консультирование может быть единственной возможностью получить психологическую помощь в силу каких-то объективных обстоятельств, например, человек прикован к постели или живет там, где очная психологическая помощь недоступна.
А круг вопросов, по которым успешно может быть оказана психологическая помощь в виртуальном кабинете психолога, довольно широк. Большинство проблем, где ключ к решению человек ищет в самом себе (например, ревность, гнев, раздражительность, тревога, беспокойство), и, соответственно, вопросы «в чем причина моего состояния?» и «как мне с этим справиться?» хорошо поддаются виртуальному консультированию.
Прием в Виртуальном кабинете психолога Гимназии № 125 ведет опытный психолог-консультант. Кабинет открыт для обращений по самым разным вопросам.
Если полученная информация о психологическом консультировании привела Вас, уважаемый посетитель, к убеждению, что Вы нуждаетесь именно в виртуальной форме психологической помощи, приглашаем Вас задать вопрос...
Планирование работы психологической службы Гимназии № 125 Советского района г. Казани на I полугодие 2013 – 2014 уч. год
1.ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
1.1.Наблюдение за учащимися 5-х классов во время и вне учебных занятий с целью отслеживания адаптации. Январь – март.
1.2.Диагностика уровней воспитанности учащихся 4-11 классов. Февраль.
1.3.Диагностика уч-ся 9-11-х классов по профориентации. Январь – май.
1.4.Первичная диагностика склонностей и профессиональных интересов учащихся 7-8 классов. Март.
1.5Диагностика молодых учителей со стажем работы до 3 лет с целью отслеживания адаптации, профилактики эмоционального и профессионального выгорания. Февраль.
1.6.Диагностическое обследование учащихся 4-х классов по готовности перехода в среднее звено. Апрель.
1.7.Проведение анкетирования и диагностик к пед. консилиумам, родительским собраниям. Январь – май.
1.8.Анкетирование и диагностика по запросу. Сентябрь-май.
2.РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА
2.1.Ведение развивающих занятий в среднем звене. Январь – май.
2.2.Ведение коррекционно-развивающих занятий с детьми группы риска. Январь – май.
2.3.Проведение деловых игр (занятий) с учащимися:
Коммуникативные занятия (6 – 7-8 классы). Январь - февраль
Профориентационные занятия (9 – 11 классы). Февраль - март
Коммуникативные занятия (учителя). Мар
3.КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА
3.1.Проведение групповых консультаций учащихся, учителей, родителей по вопросам развития, обучения и воспитания. Весь год.
3.2.Участие в родительских собраниях. По запросу.
3.3.Участие в пед. консилиумах (по результатам диагностик). По общешкольному плану.
3.4.Проведение индивидуальных консультаций учителей, учащихся, родителей по результатам диагностики. Весь год.
4.ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА.
4.1.Ознакомление кл. руководителей среднего и старшего школьного звена с планом работы психологической службы на II полугодие Январь.
4.2.Практические занятия по профориентации для уч-ся 9, 11-х кл. Весь год.
4.3.Выступление на классных часах, родительских собраниях, методических объединениях. По запрос
4.4.Выступление на педсоветах. По плану воспитательной работы школы.
4.5.Участие в общешкольных родительских собраниях. По плану воспитательной работы школы
5.АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА
5.1. Организация и методическая подготовка к диагностикам, к проведению семинаров, род. собраний, консультаций. Весь год.
5.2.Обработка данных анкет и диагностик. Весь год.
5.3.Подготовка данных к пед.консилиуму. По плану школы
6.ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА
6.1.Составление плана проведения родительских собраний на II полугодие. Январь.
6.2.Подбор материалов для проведения консультаций учителей, учащихся, родителей. Весь год.
6.3.Подбор материалов для проведения диагностической работы. Весь год.
6.4.Анализ научной и практической литературы для пополнения базы инструментария, разработки развивающих и коррекционных программ. Весь год.
6.5.Планирование совместных действий кл. руководителей и психолога Весь год.
6.6.Участие в работе сайта гимназии. Весь год.